Home   Информация родителям   Советы логопеда

Советы логопеда

Артикуляционная гимнастика в картинках

Когда следует обратиться к логопеду?

Проблема обращения к такому специалисту, как, логопед, встает перед многими родителями детей в возрасте от 2-6 лет — в период активного становления их речи. К сожалению, немногие родители  задумываются о том, а правильно ли говорят их дети и нет ли патологии в том, что ребенок мало говорит, или неправильно произносит звуки, а может, и переставляет буквы в словах.

Первый раз ребенка рекомендуется  показать  логопеду не позже 3 лет в детской поликлинике по месту жительства.

Если в детском саду, куда ходит ребёнок, есть  логопед — получите от него хороший совет! Возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения родителей.

Как правило, системно, логопед в детском саду работает со старшими группами, начиная с 5-6 лет — работа эта коррекционная, направленная на исправление конкретных речевых дефектов.

Ежегодно учитель — логопед  в детском саду проводит отбор детей  с  5 лет из массовых групп для перевода их в логопедическую группу. Обычно этот процесс сводится к приходу логопеда в группу, обследованию речи детей путем прослушивания стихотворений, беседы по картинкам, выполнения определенных заданий. Своевременное обследование речи детей физиологических групп  позволяют логопеду выявить речевые нарушения и направить детей с нарушениями речи на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Если ребенок нуждается в логопедической помощи, то логопед  детского сада приглашает родителей на первичную консультацию  для оформления в логопедическую группу. После этого родители собирают следующие документы: заключения узких специалистов (окулист, невролог,  отоларинголог), заключение педагога — психолога  и воспитателя группы, которую посещает ребёнок, заключение психиатра. Когда собраны все  документы,  ребёнок  проходит ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Медико-педагогическая комиссия работает круглый год. Устанавливается график приёма детей, когда члены комиссии знакомятся с документами на каждого ребенка, проводят индивидуальное психолого-педагогическое обследование. Ребёнок получает официальное направление на коррекционное обучение в логопедической группе.

Если ребенок не посещает детский сад, то родители могут обратиться за консультацией к логопеду в детской поликлинике по месту жительства.  Если логопед в результате обследования выявил нарушения в развитии речи, то он направит вашего ребенка  на прохождение комиссии.

Логопедическая группа.

Зачисление детей  в логопедическую группу проводят на основании направления ПМПК. Дети поступают в группу в сентябре месяце, сроком на  2 года.

Первые две недели сентября логопед проводит обследование речи детей и заполняет речевую карту, карту индивидуального развития  на ребенка. Обследование также проводит воспитатель и узкие специалисты детского сада (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). По итогам диагностики  специалистами детского сада составляется индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка.

Вся коррекционная работа в логопедической группе направлена на исправление речевых дефектов у воспитанников  и предусматривает тесное сотрудничество логопеда с родителями.

В сентябре проводится первое родительское собрание по результатам углубленного обследования детей. Логопед предлагает заполнить анкету для сбора данных  анамнеза, для более точного установления диагноза. Логопед знакомит родителей с организацией работы в данной группе, задачами и содержанием работы, рассказывает о необходимости выполнения домашних заданий с ребёнком по индивидуальной тетради, объясняя, как её оформить.

Со второй половины сентября в логопедической группе начинаются занятия: два фронтальных (групповых) занятия в старшей группе  и три — в подготовительной группе. На групповых занятиях логопед знакомит детей с гласными и согласными звуками, звуковым анализом слова, отрабатывает грамматические категории, обогащает и активизирует словарный  запас, развивает связную речь.

 На индивидуальных занятиях логопед занимается постановкой нарушенных  звуков, их автоматизацией и дифференциацией, а также развивает  фонематический слух, мелкую моторику, внимание, память, мышление.

В вечернее время воспитатель логопедической группы проводит коррекционное занятие для всех детей и индивидуальную работу  по заданию логопеда.

В определённый день недели (во второй половине дня) проводятся консультации для родителей (по запросу или по приглашению логопеда). На консультации логопед показывает, как правильно и точно выполнять артикуляционную гимнастику и другие задания, сообщает об успехах и трудностях ребёнка, путях их преодоления.

На заключительном родительском собрании подводятся итоги учебного года,  логопед даёт рекомендации на летний период по закреплению поставленных звуков.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.

Но необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Упражнения для речевого дыхания.

  • футбол

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

  • ветряная мельница

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

  • снегопад

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

  • листопад

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

  • бабочка

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

  • кораблик

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

  • одуванчик

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

  • шторм в стакане

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений.

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)

Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика  для  рук, для  ног — дело  нам  привычное  и  знакомое.  А  вот  зачем  тренировать  язык?  Оказывается,  язык-главная  мышца  органов  речи.  И  для  него,  как  и  для  всякой  мышцы, гимнастика  просто  необходима.  Ведь  язык  должен  быть  достаточно  развит,  чтобы  выполнять  тонкие  целенаправленные  движения,  именуемые  звукопроизношением.  Детям  2, 3, 4  лет  артикуляционная  гимнастика  помогает  быстрее  « поставить»  правильное  звукопроизношение.  Дети  5, 6  лет  и  далее  смогут  при  помощи  артикуляционной  гимнастики  во  многом  преодолеть  уже  сложившееся  неправильное  звукопроизношение.

Поначалу  артикуляционную  гимнастику  необходимо  выполнять  перед  зеркалом. Ребёнок  должен  видеть,  что  делает  его  язык. У  нас,  взрослых,  артикуляция — автоматический  навык, а  ребёнку  необходимо  через  зрительное  восприятие  обрести  этот  автоматизм, постоянно  упражняясь.

Не  огорчайтесь,  если  некоторые  упражнения  не  будут  у  вас  получаться  с  первого  раза.  Попробуйте  повторять  их  неоднократно,  пока  язычок  не  добьётся  нужной  позиции.  Заниматься   артикуляционной  гимнастикой  нужно  ежедневно  по  5-7  минут. И  уже  через  некоторое  время  вы  с  ребёнком  с  радостью  заметите,  что  он  выполняет  те  или  иные  упражнения  с  большей  точностью,  может  удерживать  его   в  нужном  положении  более  длительное  время  и  т.п.  Будьте  терпеливы,  ласковы,  но  настойчивы,  и  вы  добьётесь  нужных  результатов!

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально — сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать речевые звуки.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Наиболее чувствительным периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые правильно и много разговаривают со своим ребёнком, читают ему, заучивают с ним простые стихи, незаметно для себя развивают и его фонематический слух.

Примерно к началу третьего года жизни ребёнок приобретает способность различать на слух все звуки речи и, по мнению многих исследователей, их фонематический слух оказывается достаточно сформированным. К четырём годам в норме ребёнок должен дифференцировать (различать на слух) все звуки родного языка. Фонематические процессы к пяти годам ещё более совершенствуются: дети должны узнавать звуки в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.

Зачем же нужен ребёнку развитый фонематический слух, спросите Вы? Фонематический слух необходим ребёнку для того, чтобы чётко соотносить звук и букву, что в дальнейшем станет обязательным  условием овладения процессами чтения и письма.

Как же фонематический слух развивать? Предлагаю вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые доступны ребёнку уже с младшего и среднего возраста.

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

1) Первый уровень – узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2) Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.

3) Третий уровень – различение сходных по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4) Четвертый уровень – различение слогов.
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

5) Пятый уровень – различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6) Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

 

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы.о, .ук, ку.ак).

‘«Игры  для формирования речи детей  старшего дошкольного возраста в семье».

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на различных формах его деятельности. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения. Развивать  речевые навыки  лучше всего  в  свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка.

Каждой маме приходится какое-то время проводить на кухне. Но не все мамочки могут похвастаться тем, что их ребенок способен сам играть с машинками или конструктором часами. Стоит маме отлучиться, как он бежит следом. Или тянет маму в комнату, чтобы там играть вместе. Знакомая история? Чем же можно увлечь малыша? Для этого существует множество интересных игр на кухне.  Разумеется, не стоит ни к чему принуждать ребенка. Все должно происходить по обоюдному согласию и в форме игры.

Игры на развитие мелкой моторики:

«Соломинки»

Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и бросьте на стол.

Ребенок должен осторожно собрать их по одной штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом.

Посчитайте вместе, сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?

«Выкладываем геометрические фигуры»

Исходный материал – пластмассовые соломинки для коктейля.

Короткая часть трубочки до сгиба складывается вдоль и вставляется в длинную часть другой трубочки:

Таким образом, можно собрать правильные многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник и т.д.

«Сортируем крупы»

Смешайте небольшое количество фасоли и гороха, возьмите парочку маленьких животных и предложите их покормить. Например, свинка будет кушать фасоль, а собака горох. Ах, да – горох – это маленькие собачьи косточки, а фасоль – это желуди, только кто-то их смешал, а звери ой как хотят кушать. Предложите ребенку помочь животным.

 

Игры на развитие речи:

Время, проведенное на кухне, можно использовать для игр на развитие речи. Смотрим, что у нас есть – стул, стол, шкаф. Обобщаем, что это мебель. Такие же игры с фруктами, овощами. Говорим, для чего нужны предметы: стул, чтобы на нем сидеть и т.д. Называя какие-либо продукты, описывайте их: это лимон, он желтый, круглый, кислый. Перечислите все продукты, которые начинаются на букву «Л». Говорим о том, где растут овощи, фрукты. Перечисляем, что кладут в борщ, компот. Расскажите крохе, как делают хлеб (колоски пшеницы – мука – тесто – хлеб). Какие молочные продукты делают из молока. Придумывайте рифмы к разным продуктам. Загадывайте загадки про продукты. Играйте в описания: оно круглое, красное, сочное, растет на дереве, начинается на букву «Я».

«Угощаю».

Предлагаете вспомнить вкусные слова: — Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Ищем слова».

Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

«Опиши предмет».

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

 

Игры с целью развития грамматического строя речи

«Приготовим сок».

«Из яблок сок (какой) — яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)». А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?».

«Один — много».

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров) » и т. д.

«Назови ласково»

Стул – стульчик, ведро -…

Игры на развитие фонематического слуха:

«Повтори правильно».

плоды – плоты; ложка –кошка; суп-зуб

«Придумай слово».

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, желудь.

«Хлопаем в ладоши».

Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и.

«Отгадай слово».

Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус). Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие.

 

«Рифма».

Вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. А почему бы вам вместе не поиграть по дороге домой в рифмы? Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например: «дом-лом», «гора-нора», «мост — рост». И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций.

Совместные игры помогут стать вам ближе, а это очень важно. Играйте со своими детьми и дружите. Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но также направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка. Играйте и не забывайте хвалить своих детей!

Проводите время с пользой, не теряя из виду своих чад, а также развивайте их речевые навыки  в свободной домашней обстановке.

Информация для родителей подготовлена учителем-логопедом Натальей  Сергеевной Полосковой.

МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска