Home   Информация родителям   Советы логопеда

Советы логопеда

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.

Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован в общении со сверстниками, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

Предложенные ниже задания помогут вашему ребёнку в формировании правильной грамматической речи.

Задание №1.

Дать «ласковые имена»:

Валя-Валечка, Вася-… Соня-… и т.п.

Задание №2.

Покажи на себе и на кукле и назови:

Голова-головка, лоб -… уши-…

Задание №3.

Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок – много.

Огурец – огурцы, баклажан — … редька — … помидор-…

Задание №4.

Считай овощи до трёх (до пяти, до десяти) по образцу:

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один огурец … Одна редиска… Один баклажан…

Задание №5.

Проведите игру «Есть — нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».

— У меня есть свежая капуста.

— У меня нет свежей капусты.

Задание №6.

Подбери как можно больше определений к каждому предмету. Нарисуй в тетради.

Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.

Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин…

Задание №7.

Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.

Стол-столик Булка — … Стул — … Чашка — … Салфетка — … Тарелка — … Огурец — … Конфета — … Диван — … Полка — … Нож — … Кружка — …

Задание №8.

Проведите игру с мячом «Один-много».

Яблоко – яблоки Груша – … Слива-… Персик-…

Задание №9.

Подобрать по несколько существительных к прилагательным.

Красные машины, стулья, блюдца.

Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …

Существительные должны быть всех трёх родов.

Задание №10.

Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».

Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Задание №11.

Измените предложения по образцу:

Он сидит на диване. – Они сидят на диване.

Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …

Задание №12.

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:

Хвост собаки (чей хвост?) – собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко.

Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца …

Задание №13.

Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух, … Трава, как изумруд …

Задание №14.

«Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.

Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.

Задание №15.

Скажи по образцу, какая посуда.

Из стекла – стеклянная.

Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы …

Задание №16.

Дай полные ответы на вопросы. Чем дворник подметает улицу?

Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы?

Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю?

Чем маляр красит стены? Чем столяр строгает доски?

Задание №17.

Изменить по образцу:

Белый – беленький. Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

(ПО ВОЗРАСТАМ)

 

Речевое развитие детей 2-3 лет

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие — мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно  300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное — появилась  фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в  их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

 

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река),  «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

 

Речевое развитие детей 4-5 лет

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

 

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

ЗвукопроизношениеК пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

 

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

ЗвукопроизношениеК шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

 

Артикуляционная гимнастика в картинках

Когда следует обратиться к логопеду?

Проблема обращения к такому специалисту, как, логопед, встает перед многими родителями детей в возрасте от 2-6 лет — в период активного становления их речи. К сожалению, немногие родители  задумываются о том, а правильно ли говорят их дети и нет ли патологии в том, что ребенок мало говорит, или неправильно произносит звуки, а может, и переставляет буквы в словах.

Первый раз ребенка рекомендуется  показать  логопеду не позже 3 лет в детской поликлинике по месту жительства.

Если в детском саду, куда ходит ребёнок, есть  логопед — получите от него хороший совет! Возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения родителей.

Как правило, системно, логопед в детском саду работает со старшими группами, начиная с 5-6 лет — работа эта коррекционная, направленная на исправление конкретных речевых дефектов.

Ежегодно учитель — логопед  в детском саду проводит отбор детей  с  5 лет из массовых групп для перевода их в логопедическую группу. Обычно этот процесс сводится к приходу логопеда в группу, обследованию речи детей путем прослушивания стихотворений, беседы по картинкам, выполнения определенных заданий. Своевременное обследование речи детей физиологических групп  позволяют логопеду выявить речевые нарушения и направить детей с нарушениями речи на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Если ребенок нуждается в логопедической помощи, то логопед  детского сада приглашает родителей на первичную консультацию  для оформления в логопедическую группу. После этого родители собирают следующие документы: заключения узких специалистов (окулист, невролог,  отоларинголог), заключение педагога — психолога  и воспитателя группы, которую посещает ребёнок, заключение психиатра. Когда собраны все  документы,  ребёнок  проходит ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Медико-педагогическая комиссия работает круглый год. Устанавливается график приёма детей, когда члены комиссии знакомятся с документами на каждого ребенка, проводят индивидуальное психолого-педагогическое обследование. Ребёнок получает официальное направление на коррекционное обучение в логопедической группе.

Если ребенок не посещает детский сад, то родители могут обратиться за консультацией к логопеду в детской поликлинике по месту жительства.  Если логопед в результате обследования выявил нарушения в развитии речи, то он направит вашего ребенка  на прохождение комиссии.

Логопедическая группа.

Зачисление детей  в логопедическую группу проводят на основании направления ПМПК. Дети поступают в группу в сентябре месяце, сроком на  2 года.

Первые две недели сентября логопед проводит обследование речи детей и заполняет речевую карту, карту индивидуального развития  на ребенка. Обследование также проводит воспитатель и узкие специалисты детского сада (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). По итогам диагностики  специалистами детского сада составляется индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка.

Вся коррекционная работа в логопедической группе направлена на исправление речевых дефектов у воспитанников  и предусматривает тесное сотрудничество логопеда с родителями.

В сентябре проводится первое родительское собрание по результатам углубленного обследования детей. Логопед предлагает заполнить анкету для сбора данных  анамнеза, для более точного установления диагноза. Логопед знакомит родителей с организацией работы в данной группе, задачами и содержанием работы, рассказывает о необходимости выполнения домашних заданий с ребёнком по индивидуальной тетради, объясняя, как её оформить.

Со второй половины сентября в логопедической группе начинаются занятия: два фронтальных (групповых) занятия в старшей группе  и три — в подготовительной группе. На групповых занятиях логопед знакомит детей с гласными и согласными звуками, звуковым анализом слова, отрабатывает грамматические категории, обогащает и активизирует словарный  запас, развивает связную речь.

 На индивидуальных занятиях логопед занимается постановкой нарушенных  звуков, их автоматизацией и дифференциацией, а также развивает  фонематический слух, мелкую моторику, внимание, память, мышление.

В вечернее время воспитатель логопедической группы проводит коррекционное занятие для всех детей и индивидуальную работу  по заданию логопеда.

В определённый день недели (во второй половине дня) проводятся консультации для родителей (по запросу или по приглашению логопеда). На консультации логопед показывает, как правильно и точно выполнять артикуляционную гимнастику и другие задания, сообщает об успехах и трудностях ребёнка, путях их преодоления.

На заключительном родительском собрании подводятся итоги учебного года,  логопед даёт рекомендации на летний период по закреплению поставленных звуков.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.

Но необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Упражнения для речевого дыхания.

  • футбол

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

  • ветряная мельница

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

  • снегопад

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

  • листопад

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

  • бабочка

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

  • кораблик

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

  • одуванчик

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

  • шторм в стакане

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений.

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)

Артикуляционная гимнастика.

Гимнастика  для  рук, для  ног — дело  нам  привычное  и  знакомое.  А  вот  зачем  тренировать  язык?  Оказывается,  язык-главная  мышца  органов  речи.  И  для  него,  как  и  для  всякой  мышцы, гимнастика  просто  необходима.  Ведь  язык  должен  быть  достаточно  развит,  чтобы  выполнять  тонкие  целенаправленные  движения,  именуемые  звукопроизношением.  Детям  2, 3, 4  лет  артикуляционная  гимнастика  помогает  быстрее  « поставить»  правильное  звукопроизношение.  Дети  5, 6  лет  и  далее  смогут  при  помощи  артикуляционной  гимнастики  во  многом  преодолеть  уже  сложившееся  неправильное  звукопроизношение.

Поначалу  артикуляционную  гимнастику  необходимо  выполнять  перед  зеркалом. Ребёнок  должен  видеть,  что  делает  его  язык. У  нас,  взрослых,  артикуляция — автоматический  навык, а  ребёнку  необходимо  через  зрительное  восприятие  обрести  этот  автоматизм, постоянно  упражняясь.

Не  огорчайтесь,  если  некоторые  упражнения  не  будут  у  вас  получаться  с  первого  раза.  Попробуйте  повторять  их  неоднократно,  пока  язычок  не  добьётся  нужной  позиции.  Заниматься   артикуляционной  гимнастикой  нужно  ежедневно  по  5-7  минут. И  уже  через  некоторое  время  вы  с  ребёнком  с  радостью  заметите,  что  он  выполняет  те  или  иные  упражнения  с  большей  точностью,  может  удерживать  его   в  нужном  положении  более  длительное  время  и  т.п.  Будьте  терпеливы,  ласковы,  но  настойчивы,  и  вы  добьётесь  нужных  результатов!

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально — сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать речевые звуки.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Наиболее чувствительным периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые правильно и много разговаривают со своим ребёнком, читают ему, заучивают с ним простые стихи, незаметно для себя развивают и его фонематический слух.

Примерно к началу третьего года жизни ребёнок приобретает способность различать на слух все звуки речи и, по мнению многих исследователей, их фонематический слух оказывается достаточно сформированным. К четырём годам в норме ребёнок должен дифференцировать (различать на слух) все звуки родного языка. Фонематические процессы к пяти годам ещё более совершенствуются: дети должны узнавать звуки в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.

Зачем же нужен ребёнку развитый фонематический слух, спросите Вы? Фонематический слух необходим ребёнку для того, чтобы чётко соотносить звук и букву, что в дальнейшем станет обязательным  условием овладения процессами чтения и письма.

Как же фонематический слух развивать? Предлагаю вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые доступны ребёнку уже с младшего и среднего возраста.

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

1) Первый уровень – узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2) Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.

3) Третий уровень – различение сходных по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4) Четвертый уровень – различение слогов.
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

5) Пятый уровень – различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6) Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

 

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы.о, .ук, ку.ак).

‘«Игры  для формирования речи детей  старшего дошкольного возраста в семье».

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на различных формах его деятельности. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения. Развивать  речевые навыки  лучше всего  в  свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка.

Каждой маме приходится какое-то время проводить на кухне. Но не все мамочки могут похвастаться тем, что их ребенок способен сам играть с машинками или конструктором часами. Стоит маме отлучиться, как он бежит следом. Или тянет маму в комнату, чтобы там играть вместе. Знакомая история? Чем же можно увлечь малыша? Для этого существует множество интересных игр на кухне.  Разумеется, не стоит ни к чему принуждать ребенка. Все должно происходить по обоюдному согласию и в форме игры.

Игры на развитие мелкой моторики:

«Соломинки»

Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и бросьте на стол.

Ребенок должен осторожно собрать их по одной штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом.

Посчитайте вместе, сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?

«Выкладываем геометрические фигуры»

Исходный материал – пластмассовые соломинки для коктейля.

Короткая часть трубочки до сгиба складывается вдоль и вставляется в длинную часть другой трубочки:

Таким образом, можно собрать правильные многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник и т.д.

«Сортируем крупы»

Смешайте небольшое количество фасоли и гороха, возьмите парочку маленьких животных и предложите их покормить. Например, свинка будет кушать фасоль, а собака горох. Ах, да – горох – это маленькие собачьи косточки, а фасоль – это желуди, только кто-то их смешал, а звери ой как хотят кушать. Предложите ребенку помочь животным.

 

Игры на развитие речи:

Время, проведенное на кухне, можно использовать для игр на развитие речи. Смотрим, что у нас есть – стул, стол, шкаф. Обобщаем, что это мебель. Такие же игры с фруктами, овощами. Говорим, для чего нужны предметы: стул, чтобы на нем сидеть и т.д. Называя какие-либо продукты, описывайте их: это лимон, он желтый, круглый, кислый. Перечислите все продукты, которые начинаются на букву «Л». Говорим о том, где растут овощи, фрукты. Перечисляем, что кладут в борщ, компот. Расскажите крохе, как делают хлеб (колоски пшеницы – мука – тесто – хлеб). Какие молочные продукты делают из молока. Придумывайте рифмы к разным продуктам. Загадывайте загадки про продукты. Играйте в описания: оно круглое, красное, сочное, растет на дереве, начинается на букву «Я».

«Угощаю».

Предлагаете вспомнить вкусные слова: — Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Ищем слова».

Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

«Опиши предмет».

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

 

Игры с целью развития грамматического строя речи

«Приготовим сок».

«Из яблок сок (какой) — яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)». А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?».

«Один — много».

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров) » и т. д.

«Назови ласково»

Стул – стульчик, ведро -…

Игры на развитие фонематического слуха:

«Повтори правильно».

плоды – плоты; ложка –кошка; суп-зуб

«Придумай слово».

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, желудь.

«Хлопаем в ладоши».

Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и.

«Отгадай слово».

Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус). Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие.

 

«Рифма».

Вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. А почему бы вам вместе не поиграть по дороге домой в рифмы? Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например: «дом-лом», «гора-нора», «мост — рост». И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций.

Совместные игры помогут стать вам ближе, а это очень важно. Играйте со своими детьми и дружите. Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но также направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка. Играйте и не забывайте хвалить своих детей!

Проводите время с пользой, не теряя из виду своих чад, а также развивайте их речевые навыки  в свободной домашней обстановке.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие мелкой моторики рук влияет на интеллект малыша, его память внимание и мышление.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами.

Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:

· крупная моторика — это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;

· сенсорика — это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша

Ум ребёнка — на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский, педагог

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

Мелкая моторика для развития речи и других навыков

1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.

2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.

3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учится сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движения рук, пальцев и кистей — это доказанный учёными факт. Поэтому, чтобы мозг ребёнка развивался, необходимо тренировать его руки. Кроме того, вся дальнейшая жизнь будет требовать координированных движений, необходимых для рисования, письма и выполнения множества других действий.

Способы развития мелкой моторики, актуальные для детей разных возрастов

Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься с самого рождения, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. В зависимости от возраста и предпочтений малыша можно ему предложить:

· массаж кистей рук и пальцев;

· игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;

· пальчиковую гимнастику;

· графические упражнения, штриховки;

· лепку из пластилина;

· собирание конструкторов и мозаик;

· рисование и раскрашивание;

· вырезание ножницами;

· работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;

· игры с верёвочкой, шнуровку.

Задания для малышей 2–3 лет

В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить

целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Предложите ребёнку выполнить следующие задания:

· нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;

· игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;

· строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;

· лепка поделки из пластилина;

· занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;

· игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.

Развитие мелкой моторики с детьми 4–5 лет

К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:

· игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;

· работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;

· аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;

· рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.

Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет

В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.

Подготовить малыша к школе помогут такие занятия:

· физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;

· мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;

· конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;

· прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Уважаемые родители! Советую использовать предложенные игры и упражнения в ваших занятиях с ребёнком!

Игры для детей от 2 лет

Предложите ребёнку кусочек солёного теста или мягкого пластилина и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.

Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка

В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей от 4 лет

При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

Сделайте шнуровку своими руками,вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.

🔷

Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

Предложите продолжить дорожку фигурами разного цвета в определённой последовательности

Игры с резиночками (для плетения браслетов). Оригами. Пазлы. Мозаика. Эспандер. Лего. Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

Массаж ладоней и пальчиков рук

По материалам пособия Т.В. Пятницы «Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами».

«УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала

медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

«ДОГОНЯЛОЧКА»

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

«КАЧЕЛИ»

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.

Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.

Покачаю вверх и вниз –

Крепче, карандаш, держись!

«ГОРКА»

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

«ВОЛЧОК»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

«ВЕРТОЛЁТ»

Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами.

Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Отправляется в полёт

Наш красавец-вертолёт.

Советую приобрести в аптеке массажные шарики в комплекте с двумя металлическими кольцами. Они могут называться: массажер су-джок, массажный каштан. Это пластиковый шарик с не очень острыми шипами. Внутри него специальное пружинное кольцо для массажа пальцев. Его катают по ладоням и стопам, кольцо надевают по очереди на каждый палец и тоже прокатывают.

Желаю успехов!

Информация для родителей подготовлена учителем-логопедом Натальей  Сергеевной Полосковой.

МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска