Доступная среда

Инклюзивное (включенное) образование, доступная среда — термин, используемый для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.

На базе детского сада в рамках инклюзивного образования функционируют группы: 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5-7лет, разновозрастная группа для детей с нарушениями зрения( слепых и слабовидящих) с 3 до 7(8) лет, разновозрастная группа для детей с нарушениями слуха( глухих и слабослышащих) с 3 до 7(8) лет, а также 1 разновозрастная группа кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха от 3 до 7 лет. В этих группах созданы специальные условия для детей с ОВЗ и их общее число воспитанников составляет 47 человек.

Образовательная Программа МБДОУ является внутренним образовательным стандартом, определяющим эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания, форм и средств организации работы с детьми. Содержание образовательной программы, разработано на основе государственных и региональных требований, особенностей социума и запросов родителей воспитанников и включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

В рамках инклюзивного образования разработаны и реализуются следующие программы:

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Имеется кнопка вызова персонала, обеспечивающая доступ инвалиду или лицу с ОВЗ в здание МБДОУ ДС “Одуванчик” г.Волгодонска.

Для передвижения по коридору:

— зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, ступеньках, перилах яркого, контрастного цвета);
— тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение наощупь);
— зрительные ориентиры на стенах и дверях.
— пандус на входе в учреждение и в группы компенсирующей направленности;
— санузлы в группах компенсирующей направленности оборудованы поручнями.
— для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — легкие ходунки;
— функциональное кресло для детей с ограниченными возможностями;

Имеется возможность предоставления услуг тьютора, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ:

Кабинет педагога-психолога:

  • зона для психологической разгрузки (сухой бассейн с подсветкой и белыми шарами, Воздушно-пузырьковая колонна с подсветкой и мягким основанием-платформой; гранульные кресла; музыкальная система; набор СD с записями релаксационной музыки);
  • зона для коррекционной работы с детьми с нарушением зрения и слуха (интерактивная светозвуковая панель «Лестница света», 12 ячеек; звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида»; пучок фиброоптических волокон с боковым точечным свечением; ультрафиолетовые светильники; «магические жезлы»; световой планшет для рисования песком; интерактивный перьевой планшет; настенное зеркало с ультрафиолетовой подсветкой и светящимися нитями «Загадочный свет».
  • большое количество тактильных модулей в группах;
  • дополнительное освещение на рабочем месте ребенка, использование подставок.

Кабинет учителя-дефектолога (сурдопедагога): результативность коррекционной работы с детьми с нарушением слуха во многом зависит от использования качественной звукоусиливающей аппаратуры. Для работы в группе для детей с нарушением слуха применяются следующие технические средства обучения:

  • логопедический тренажёр «Дэльфа-142.1»;
  • радиомикрофон «Сонет-РСМ»;
  • слухоречевой тренажёр «СОЛО» 01/ «СОЛО» 01-В
  • Кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога):
  • тифлоприбор «Ориентир»;
  • тифлоприбор «Графика»;
  • планшет для рельефного рисования «DraftsMan»;
  • азбука разборная по Брайлю.
  • интерактивная доска.

Имеется возможность предоставления услуг тьютора, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе.

· физкультурный зал оборудован спортивными тренажёрами, разнообразным спортивным инвентарем спортивная площадка, оборудование для спортивных игр на прогулочных площадках стимулируют интерес детей к движениям.

· музыкальный зал оборудован театральной гримерной, аудиовизуальной техникой, разнообразными музыкальными инструментами;

Наличие доступа к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе и инвалидов и лиц с ОВЗ:

У воспитанников ДОУ нет доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам.

Организация питания детей

Основными принципами  организации рационального питания детей является: обеспечение детского организма необходимыми продуктами для его нормального роста. Питание детей организуют в групповых помещениях. Организация рационального питания детей в ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10. Питание детей от 2 до 3 лет и от 3 до 7 лет различается по количеству основных пищевых веществ, суточному объему рациона, величине разовых порций и кулинарной обработкой

В детском саду имеется примерное  10-дневное меню, утвержденное заведующим ДОУ, технологические карты блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов. Использование таких карт позволяет легко подсчитать химический состав рациона и при необходимости заменить одно блюдо другим, равноценным ему по составу и калорийности.

Бракераж готовой продукции проводится специально созданной комиссией перед каждой выдачей пищи с оценкой вкусовых качеств. При этом осуществляется регулярный медицинский контроль за условиями хранения продуктов и сроками реализации, санитарно-эпидемиологический контроль за работой пищеблока и организацией обработки посуды. Медицинская сестра систематически контролирует закладку продуктов, технологию приготовления и качество пищи, выдачу пищи с пищеблока по группам и объем блюд. Нормы по обеспечению  детей основными продуктами питания выполняются на 100 %.

В течение года выполнялось строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований, выполнение режима питания.

Выполнение норм основных продуктов осуществлялось благодаря грамотному составлению шеф-поваром  ДОУ   Завялова В.М. рациона питания:

— выдерживается достаточное обеспечение калорийности и содержания всех жизненно важных пищевых компонентов;
— используется максимально возможное разнообразие рациона;
— проводится  адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд;
— пища, приготовленная на пищеблоке,  всегда имеет хорошие вкусовые качества и привлекательный внешний вид.

Отдельное меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрено.

Организация питьевого режима:

— питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4 1116-02;
— питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка.

При питьевом режиме используется бутилированная вода.

В нашем детском саду организована работа консультативного пункта и приема граждан по личным вопросам:

Заведующий МБДОУ ДС «Одуванчик» г. Волгодонска Юркова Н.П. вторник 10.00-13.00, четверг 14.00-16.00

Старший воспитатель Исламова Е.В. четверг 16.00-18.30
Учитель-логопед , учитель — дефектолог среда 16.00-17.30
Педагог -психолог Индрикова И.В. вторник 8.00 -9.00 среда 16.00 — 17.30
Врач — педиатр Стадникова Г.И. вторник 8.00-10.00