Инклюзивное (включенное) образование, доступная среда — термин, используемый для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.
На базе детского сада в рамках инклюзивного образования функционируют группы: 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5-7лет, разновозрастная группа для детей с нарушениями зрения( слепых и слабовидящих) с 3 до 7(8) лет, разновозрастная группа для детей с нарушениями слуха( глухих и слабослышащих) с 3 до 7(8) лет, а также 1 разновозрастная группа кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха от 3 до 7 лет. В этих группах созданы специальные условия для детей с ОВЗ и их общее число воспитанников составляет 47 человек.
Образовательная Программа МБДОУ является внутренним образовательным стандартом, определяющим эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания, форм и средств организации работы с детьми. Содержание образовательной программы, разработано на основе государственных и региональных требований, особенностей социума и запросов родителей воспитанников и включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
В рамках инклюзивного образования разработаны и реализуются образовательные программы, которые представлены в разделе Образование.
- Информация о предоставлении образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ ДС «Одуванчик» г. Волгодонска осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.
Для образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в нашем ДОУ созданы необходимые условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- реализацию адаптированных основных образовательных программ;
- специальных методов обучения и воспитания;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
- Специально оборудованные кабинеты
В детском саду для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ оборудованы кабинеты:
Кабинет педагога-психолога:
- зона для психологической разгрузки (сухой бассейн с подсветкой и белыми шарами, Воздушно-пузырьковая колонна с подсветкой и мягким основанием-платформой; гранульные кресла; музыкальная система; набор СD с записями релаксационной музыки);
- зона для коррекционной работы с детьми с нарушением зрения и слуха: (интерактивная светозвуковая панель «Лестница света», 12 ячеек; звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида»; пучок фиброоптических волокон с боковым точечным свечением; ультрафиолетовые светильники; «магические жезлы»;
- световой планшет для рисования песком;
- интерактивный перьевой планшет;
- настенное зеркало с ультрафиолетовой подсветкой и светящимися нитями «Загадочный свет».
- дополнительное освещение на рабочем месте ребенка, использование подставок.
Кабинет учителя-дефектолога (сурдопедагога):
Результативность коррекционной работы с детьми с нарушением слуха во многом зависит от использования качественной звукоусиливающей аппаратуры. Для работы в группе для детей с нарушением слуха применяются
следующие технические средства обучения:
- логопедический тренажёр «Дэльфа-142.1»;
- радиомикрофон «Сонет-РСМ»;
- слухоречевой тренажёр «СОЛО» 01/ «СОЛО» 01-В
Кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога):
- тифлоприбор «Ориентир»;
- тифлоприбор «Графика»;
- планшет для рельефного рисования «DraftsMan»;
- азбука разборная по Брайлю.
- интерактивная доска.
- Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Музыкальный зал |
Проведение музыкальных занятий, развлечений, утренников, спектаклей, утренней гимнастики, индивидуальной работы с детьми. |
Физкультурный зал |
Проведение физкультурных занятий, физкультурных праздников, развлечений, индивидуальной работы с детьми. |
Спортивная площадка |
Проведение физкультурных занятий, физкультурных праздников, развлечений, индивидуальной работы с детьми на воздухе. |
Кабинет педагога-психолога |
Индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитанниками |
Кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога |
Индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитанниками |
- Информация о библиотеки приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В детском саду отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях.
- Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудованы физкультурный зал, в котором проводится утренняя гимнастика, физкультурные досуги, праздники и развлечения, а также спортивная площадка для занятий на улице.
- Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в МБДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, игрушки для развития сенсорики. В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей.
- Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Имеется кнопка вызова персонала, обеспечивающая доступ инвалиду или лицу с ОВЗ в здание МБДОУ ДС “Одуванчик” г.Волгодонска.
Для передвижения по коридору:
- зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, ступеньках, перилах яркого, контрастного цвета);
- тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение наощупь);
- зрительные ориентиры на стенах и дверях.
- пандус на входе в учреждение и в группы компенсирующей направленности;
- санузлы в группах компенсирующей направленности оборудованы поручнями.
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — легкие ходунки;
- функциональное кресло для детей с ограниченными возможностями;
Имеется возможность предоставления услуг тьютора, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе.
- Информация о специальных условиях питания
В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ.
Отдельное меню для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ не предусмотрено.
- Информация о специальных условиях охраны здоровья
Специальных условий охраны здоровья для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ не предусмотрено. Охрана здоровья детей осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду и включает в себя мероприятия по:
- определению оптимальной учебной нагрузки;
- пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни;
- организации и созданию условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождению воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров;
- обеспечению безопасности воспитанников во время пребывания в детском саду;
- проведению санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- обеспечению психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников специалистами ДОУ.
- Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Воспитанники не имеют доступ к к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для повышения качества образовательного процесса педагоги используют электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся: мультимедийные презентационные материалы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Воспитанникам, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, самостоятельный доступ к специальным техническим средствам обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрен.
- О реализации мероприятий в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы «Доступная среда»
- Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
- «Создание условий получениями образования детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) в системе образования г.Волгодонска»
- Региональные ресурсные центры Ростовской области для детей с ОВЗ и инвалидностью
В нашем детском саду организована работа консультативного пункта и приема граждан по личным вопросам:
Заведующий МБДОУ ДС «Одуванчик» г. Волгодонска Юркова Н.П. вторник 10.00-13.00, четверг 14.00-16.00
Старший воспитатель Исламова Е.В. четверг 16.00-18.30
Учитель-логопед , учитель — дефектолог среда 16.00-17.30
Педагог -психолог Индрикова И.В. вторник 8.00 -9.00 среда 16.00 — 17.30
Врач — педиатр Стадникова Г.И. вторник 8.00-10.00