Доступная среда

Инклюзивное (включенное) образование, доступная среда — термин, используемый для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.

На базе детского сада в рамках инклюзивного образования функционируют группы: 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5-7лет, разновозрастная группа для детей с нарушениями зрения( слепых и слабовидящих) с 3 до 7(8) лет, разновозрастная группа для детей с нарушениями слуха( глухих и слабослышащих) с 3 до 7(8) лет, а также 1 разновозрастная группа кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха от 3 до 7 лет. В этих группах созданы специальные условия для детей с ОВЗ и их общее число воспитанников составляет 47 человек.

Образовательная Программа МБДОУ является внутренним образовательным стандартом, определяющим эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания, форм и средств организации работы с детьми. Содержание образовательной программы, разработано на основе государственных и региональных требований, особенностей социума и запросов родителей воспитанников и включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

В рамках инклюзивного образования разработаны и реализуются образовательные программы, которые представлены в разделе Образование.

  1. Информация о предоставлении образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам

Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ ДС «Одуванчик» г. Волгодонска осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.

Для образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в нашем ДОУ созданы необходимые условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

  • реализацию адаптированных основных образовательных программ;
  • специальных методов обучения и воспитания;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
  1. Специально оборудованные кабинеты

В детском саду для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ оборудованы кабинеты:

Кабинет педагога-психолога:

  • зона для психологической разгрузки (сухой бассейн с подсветкой и белыми шарами, Воздушно-пузырьковая колонна с подсветкой и мягким основанием-платформой; гранульные кресла; музыкальная система; набор СD с записями релаксационной музыки);
  • зона для коррекционной работы с детьми с нарушением зрения и слуха: (интерактивная светозвуковая панель «Лестница света», 12 ячеек; звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида»; пучок фиброоптических волокон с боковым точечным свечением; ультрафиолетовые светильники; «магические жезлы»;
  • световой планшет для рисования песком;
  • интерактивный перьевой планшет;
  • настенное зеркало с ультрафиолетовой подсветкой и светящимися нитями «Загадочный свет».
  • дополнительное освещение на рабочем месте ребенка, использование подставок.

Кабинет учителя-дефектолога (сурдопедагога):

Результативность коррекционной работы с детьми с нарушением слуха во многом зависит от использования качественной звукоусиливающей аппаратуры. Для работы в группе для детей с нарушением слуха применяются

следующие технические средства обучения:

  • логопедический тренажёр «Дэльфа-142.1»;
  • радиомикрофон «Сонет-РСМ»;
  • слухоречевой тренажёр «СОЛО» 01/ «СОЛО» 01-В

Кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога):

  • тифлоприбор «Ориентир»;
  • тифлоприбор «Графика»;
  • планшет для рельефного рисования «DraftsMan»;
  • азбука разборная по Брайлю.
  • интерактивная доска.
  1. Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Музыкальный зал
Проведение музыкальных  занятий, развлечений, утренников,  спектаклей, утренней гимнастики, индивидуальной работы с детьми.
Физкультурный зал
Проведение физкультурных занятий, физкультурных праздников, развлечений, индивидуальной работы с детьми.
Спортивная площадка
Проведение физкультурных занятий, физкультурных праздников, развлечений, индивидуальной работы с детьми на воздухе.
Кабинет педагога-психолога
Индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитанниками
Кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога
Индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитанниками
  1. Информация о библиотеки приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях.

  1. Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудованы физкультурный зал, в котором проводится утренняя гимнастика, физкультурные досуги, праздники и развлечения, а также спортивная площадка для занятий на улице.

  1. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в МБДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, игрушки для развития сенсорики. В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей.

  1. Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Имеется кнопка вызова персонала, обеспечивающая доступ инвалиду или лицу с ОВЗ в здание МБДОУ ДС “Одуванчик” г.Волгодонска.

Для передвижения по коридору:

  • зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, ступеньках, перилах яркого, контрастного цвета);
  • тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение наощупь);
  • зрительные ориентиры на стенах и дверях.
  • пандус на входе в учреждение и в группы компенсирующей направленности;
  • санузлы в группах компенсирующей направленности оборудованы поручнями.
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — легкие ходунки;
  • функциональное кресло для детей с ограниченными возможностями;

Имеется возможность предоставления услуг тьютора, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе.

  1. Информация о специальных условиях питания

В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ.

Отдельное меню для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ не предусмотрено.

  1. Информация о специальных условиях охраны здоровья

Специальных условий охраны здоровья для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ не предусмотрено. Охрана здоровья детей осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду и включает в себя мероприятия по:

  • определению оптимальной учебной нагрузки;
  • пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни;
  • организации и созданию условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • прохождению воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров;
  • обеспечению безопасности воспитанников во время пребывания в детском саду;
  • проведению санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
  • обеспечению психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников специалистами ДОУ.
  1. Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Воспитанники не имеют доступ к к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ.

Для повышения качества образовательного процесса педагоги используют электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся: мультимедийные презентационные материалы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Воспитанникам, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, самостоятельный доступ к специальным техническим средствам обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрен.

В нашем детском саду организована работа консультативного пункта и приема граждан по личным вопросам:

Заведующий МБДОУ ДС «Одуванчик» г. Волгодонска Юркова Н.П. вторник 10.00-13.00, четверг 14.00-16.00

Старший воспитатель Исламова Е.В. четверг 16.00-18.30
Учитель-логопед , учитель — дефектолог среда 16.00-17.30
Педагог -психолог Индрикова И.В. вторник 8.00 -9.00 среда 16.00 — 17.30
Врач — педиатр Стадникова Г.И. вторник 8.00-10.00