Home   Информация для родителей   Социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи.

Социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи.

Дети с нарушением слуха – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Вместо членораздельной речи он издаёт возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращённой речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное («Ведь он ещё маленький!»).

Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные отношения с ними . Это одна из главных задач социализации таких детей .

Ребенок с нарушением слуха редко участвует в играх с другими ребятами. Это происходит из-за того, что взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни ребёнка и не задумываются о его месте в микросоциуме. А думать об этом нужно с момента начала занятий.

Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребёнка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной этого является снижение слуха, а не какая-то страшная заразная болезнь. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребёнку. Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с ребенком, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи ребенка в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребёнка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание «дружить» — по крайней мере, играть.

Важно, чтобы число приятелей у ребенка увеличивалось. Для этого родителям полезно, не довольствуясь играми во дворе, время от времени приглашать слышащих детей к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так ребёнок с нарушением слуха станет ближе и интереснее другим ребятам, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть.

Родителям нужно воспитывать в ребёнке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Поэтому такие качества у ребёнка надо воспитывать. Например, можно отнести вместе с ребенком угощение соседям по случаю семейного праздника, при встрече — поинтересоваться у знакомого, как он себя чувствует, предложить крохе сделать своими руками подарок кому-либо из родственников или приятелей ко дню рождения .

Постепенно из узкого круга знакомых ребёнок переходит в более широкое пространство. И семья должна правильно подготовить этот переход. Сначала ребенок просто идёт в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар. Позже ребенку предстоит отправиться за покупками самому. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придёт ребенок с нарушением слуха. В этом случае ребёнка правильно поймут, а не сделают замечание за неправильное произношение. Поскольку теперь около домов расположено много магазинчиков, киосков, то жители района и продавцы, как правило, знают руг друга. Поэтому договориться будет не так уж сложно.

Чем старше становится ребёнок с нарушением слуха, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребёнку надо сообщить куда он пойдёт, что он там увидит, познакомить с новыми словами, его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с ребенком, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля .

Таким образом, описанные выше методы социализации ребенка с нарушением слуха в семье приобщаются к культуре поведения, у них формируется социальное поведение, ценности с одной стороны, и интегрируются в общество – с другой.

                          С уважением, педагог-дефектолог МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска

                                             Е.В. Ивакина

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*