Home   Информация для родителей   Консультация для родителей «Воспитание детей с нарушенным слухом в семье»

Консультация для родителей «Воспитание детей с нарушенным слухом в семье»

Родители, имеющие детей с нарушениями слуха, не всегда чувствуют себя уверенными общаясь и воспитывая ребенка. Убедившись в том, что ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться речью, тем самым делают очень большую ошибку.

Конечно, воспитание глухого ребенка в семье требует от родителей большой выдержки, терпения, напряжения, но приводит к положительным результатам, если они выполняют советы сурдопедагога, учителя –дефектолога.

Глухой ребенок, как и все дети, имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками.

Необходимо добиться того, чтобы и глухой ребенок понял, что от него хочет мама или члены семьи. Задача родителей глухого ребенка использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить глухого ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.

Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не слышит и никогда не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.

Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. После того, как ребенок ее усвоит, можно эту фразу расширить: «Саша, иди сюда», «Иди сюда, малыш» и т.п. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Дима, на!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Дима, дай».

Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности. При игре в лото, в игрушки их можно сочетать с лепетными словами для малыша. Следует дать ребенку звукоподражания животным. Игру можно провести примерно так: мать предлагает ребенку 2-3 картинки и, подавая, называет каждую: «На ав-ав» (собака). Ребенок смотрит на губы матери и сам рефлекторно повторяет эти слова.

Предлагая следующие картинки, мать говорит: «На му » (корову), «На мяу» (кошку). Ребенок повторяет. А потом мать, протягивая руку, говорит: Дай «му»!

С глухим ребенком следует больше играть в разные игры. В игре у глухого ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.

Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.

Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить громко, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.

Родители должны помнить, что воспитание глухого ребенка и слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения — это длительная и кропотливая работа.

Нельзя бросать начатое дело на половине пути. Если что- то не получается, то необходимо консультироваться у специалистов. Со временем вы увидите положительный результат Вашей кропотливой работы. Вам всегда могут оказать помощь врачи-сурдологи, сурдопедагоги, учителя — дефектологи, логопеды, если Вы своевременно обратитесь за консультацией.

С уважением, учитель-дефектолог Е.В.Ивакина.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*