Home   Информация родителям   Семейное воспитание

Семейное воспитание

Психофизическое развитие ребенка 2-3 лет

 

Сохраняется значимость отношений с матерью, но важным становится и общение с отцом. Это помогает ребенку отделиться от матери и осознать свое «я». Итог развития в раннем возрасте – сформированная автономность, самостоятельность, а матери необходимо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам захочет.

Ребенок раннего возраста – живое и непоседливое существо. Он стремится все потрогать, попробовать на вкус, перевернуть, повертеть в руках – словом все исследовать. Любознательность – одна из существенных характеристик малыша. Из опыта работы психологов, педагогов и медиков известно, что отсутствие любознательности, интереса к окружающему миру – тревожный признак, свидетельствующий о неблагополучии в развитии ребенка, его болезненном состоянии или плохом контакте с людьми.

 

                               Развитие познавательной сферы

 

На 3-м году жизни дети проявляют повышенный интерес к различного рода постройкам из кубиков, брусочков – в результате чего у них получаются башенки, крепости, мосты. Любят разноцветные мозаики, совместные игры со взрослыми. Развивающееся мышление и связанное с ним воображение приводят к тому, что в поведении детей появляются сюжетные игры, отражающие те события, которые ребенок наблюдает в повседневной жизни. В этом же возрасте появляется стойкий интерес к книгам, на втором году жизни – это просто переворачивание страниц, а позже с помощью взрослых из книг ребенок получает интересные впечатления, зарождается любовь к книге, без которой немыслима человеческая жизнь.

В детском уголке у ребенка раннего возраста должны быть:

кукольные коляски, игрушки, которые можно возить за собой за веревочку, легковые и грузовые машинки, книги с твердым покрытием, мячи разных размеров, куклы и фигурки людей и животных, ведерки, карандаши и бумага, простые мозаики, матрешки и пирамидки, игрушечный телефон, пустые коробочки разных размеров и форм, геометрические фигуры и панели с прорезями, несложные конструкторы, разноцветные кубики и музыкальные инструменты.

 

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы

детей раннего возраста

 

 

На 3-м году жизни возникает особая форма общения детей со сверстниками – эмоционально окрашенная игра. Но радость от общения может исчезнуть, если появляется предмет (игрушка) — как яблоко раздора, появляется напряжение и происходит борьба за привлекательный предмет. Вот мы и подошли к тому, что необходимо воспитание ребенка. Приученные получать наши дети плохо умеют отдавать. На это взрослые должны обратить особое внимание. Только взрослый может своим участием «повернуть ребенка» лицом к другому, помочь малышу увидеть в другом ребенке человека. Применяйте контакты детей «глаза в глаза». Психологи установили , что наименее популярны  и среди взрослых и  среди детей дети, избегающие смотреть в глаза, опускающие или отворачивающиеся в ответ на взгляд другого. Научите вашего ребенка называть ласково по имени, поглаживая другого малыша. Можно организовать совместные игры. Этим вы поможете сформировать положительную направленность друг на друга. Если оказывается, что дети слишком возбуждены и перестали» видеть» друг друга, взрослому нужно мягко перевести их игру в более спокойное русло. Грубое насилие расстроит малышей и даст им образец негативных взаимоотношений с людьми. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка некоторым правилам жизни среди людей, в которые входит умение словами выразить свое желание, выслушать пожелания другого, обменяться, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера.

 

Проблемы, возникающие в раннем возрасте — неумение выражать свой гнев, неуверенность в себе вытекают из несформированной автономности у ребенка при отделении от матери. Педагоги и родители часто ошибаются, считая, что ребенок с проблемой выражения гнева – это тот, кто дерется, плюется, ругается. А данная проблема может иметь разную симптоматику. Вытеснение гнева у одного ребенка как страх взросления и депрессивные проявления, у другого – чрезмерная тучность, у третьего вспышки необоснованной агрессивности при выраженном стремлении быть хорошим, или сильная неуверенность в себе. Далее в подростковом возрасте – он будет добиваться самостоятельности неадекватными способами, даже в ущерб себе, либо продолжать оставаться за «маминой спиной» расплачиваясь за это различными психосоматическими заболеваниями.

 

 

Материал подготовлен педагогом – психологом И.В. Индриковой.

Осознанное родительство.

Работа с семьями в ДОУ осуществляется в разных направлениях. В последние годы в моём опыте педагога-психолога ярко выделились проблемы детско-родительских отношений, взаимоотношений между родителями и другими родственниками. При анализе причин подобных проблем, выяснилось,   что большая часть обратившихся, принимая решение о создании семьи и рождении детей, имела достаточно узкое представление о собственной роли родителя, мужа, жены. Вследствие несформированности представлений об осознанности данных ролей, их ответственном положении развиваться семейная жизнь может по негативным сценариям. Сначала это проявляется как разноплановость взглядов на воспитание и развитие детей, мелкие стычки и несущественные ссоры. Далее, без корректировки собственной позиции, уже более серьёзные конфликты между родителями. Заканчиваться это может разводом, спорами из-за определения постоянного места жительства ребёнка, втягиванием в конфликтную ситуацию детей, бабушек, дедушек и других родственников. Другим сценарием событий может быть ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей. В подобных случаях дети часто остаются сначала без присмотра родителей, а затем и без их попечения. Дальше в подростковом возрасте некоторые дети вынуждены уходить из дома из-за частых ссор между родителями, физических наказаний и злоупотребления родителями алкоголем. Могут быть и другие сценарии развития событий. Если они приводят к негативным последствиям надо бить тревогу.

Социальные роли жены, мужа, отца, матери часто формируются под негативным воздействием социальной действительности. В период резкой смены государственного строя, в конце 80-х и начале 90-х, целое поколение оказалось под воздействием обилия информации с разных концов света. Информационная «война» развёртывалась во всех СМИ: на свет выплывали различные негативные подробности жизни людей от уголовных дел до рассказов об отдыхе, к примеру, на Мальдивах в присутствии «представительниц древнейшей профессии». Для человека ранее не видевшего подобной жизни это оказалось сильнейшим испытанием. Для того, чтобы достичь подобного «благополучия» многие перестроили собственную систему ценностей, в которой не осталось места принципам морали, сострадания и толерантности. С экранов телевизоров и полос газет шла массовая пропаганда так называемых «свободных отношений», где оправдывались беспорядочные половые связи, пренебрежение ответственности по отношению к своему партнёру, детям, родителям и др. Выросшее на подобных «идеалах» молодое поколение стало создавать семьи. Как показало время и окружающая действительность, во многих случаях такие семьи не выдержали испытание временем, а родившиеся дети стали заложниками сложившейся ситуации. Всё это, в конце концов, привело к разрушению института семьи и всплеску такого явления как беспризорность и безнадзорность. Миллионы детей стали социальными сиротами. Именно в этот момент государство забило тревогу и стало пытаться исправить положение. Появился ряд законодательных актов регулирующих эти проблемы, стали поддерживаться различные программы способствующие улучшению сложившейся обстановки и возрождению высокого статуса семьи. Появилась своя демографическая политика в государстве. Положительные инициативы государства в этой области были поддержаны всеми социальными институтами.

Представления о материнстве/отцовстве и супружестве должны формироваться как и учебные знания, умения, навыки, т.е. с раннего детства. Огромную роль играют в этом родители, но безучастными не должны оставаться и другие социально-правовые институты общества. Чтобы в дальнейшем не наказывать и не сетовать на ненадёжность и безответственность будущих родителей, необходимо включаться в воспитание социально активных, ответственных людей, осознанно подходящих к осуществлению собственной родительской позиции.

На базе нашего ДОУ реализуются и планируются к внедрению следующие формы работы с семьями по формированию осознанной родительской позиции:

  1. Достаточно хорошо зарекомендовали себя семейные консультации, направленные на решение проблем взаимоотношений с детьми и между супругами. Проходят такие консультации как психокоррекционные занятия в малой группе. Их популярность и эффективность обусловлена особенностями ментальности людей в маленьких городах, когда «вынести сор из избы» считается позорным. Поэтому многие предпочитают решать свои проблемы со специалистом, но в тесном семейном кругу.
  2. Оформление информационных стендов в группах по темам семейного воспитания, детско-родительских отношений и особенностей материнской и отцовской позиций.
  3. Ранняя просветительская и профилактическая работа. Это комплекс мероприятий по развитию у родителей представлений о поло-ролевом воспитании детей. Данные мероприятия проводятся в форме мини-тренинговых, семинарских занятий на родительских собраниях. Целью подобных мероприятий является формирование знаний у родителей и лиц их замещающих об особенностях воспитания ролевых, семейных позиций у девочек и мальчиков. Это своего рода заполнение возможных пробелов в поло-ролевом воспитании, которые возникли из-за недостатка информированности у самих родителей с детства.
  4. Ещё одна из форм работы, которую мы планируем внедрить в 2012 году — это «Родительский клуб». Он может создаваться в каждой группе инициативными родителями, а так же как общесадовская система взаимодействия родителей под руководством педагога-психолога и старшего воспитателя ДОУ. Частота встреч в первом случае — определяется целесообразностью и желанием участников, во втором – планируется 1 раз в квартал (1 среду второго месяца квартала). Это могут быть тематические просветительские встречи, тренинговые занятия по определённым направлениям или просто клубы взаимоподдержки.

Понимая актуальность и значимость для детей и родителей темы семейного воспитания, семейных традиций и ценностей педагогический коллектив МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска на 2012-2013 уч. год утвердил одну из годовых задач – расширение, усовершенствование и внедрение различных  форм, методов и способов работы с семьёй.

Нельзя сказать, что выделенные формы реализуются и будут реализоваться по отдельности или к одной семье применяется лишь одна форма работы. Все они взаимосвязаны. Иногда одна является продолжением другой. Каждая семья может быть охвачена всеми перечисленными формами работы и при этом трансформировать некоторые в совершенно новые индивидуальные программы и проекты. В рамках данной статьи сложно подробно рассказать про весь опыт работы ДОУ, к тому же в каждом конкретном случае всё равно будет выбираться что-то своё. Даже известная программа, много раз апробированная ранее, будет трансформироваться, и создавать новые и новые проекты.

 Педагог-психолог МБДОУ д/с «Одуванчик»   Н.А. Федосеева

Что означает «быть ответственным родителем»?

 Устанавливать жесткую дисциплину или стать другом своему ребенку?

  • Оберегать или дать возможность учиться на своих ошибках?
  • Направлять развитие ребенка или позволить ему идти собственной дорогой?

 У родителей всегда вопросов больше, чем ответов.  Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по-своему, исходя из собственных ценностей, опыта и представлений.

Но есть и что-то общее, из чего складывается понимание ответственного родительства.

  • Уважение: умение слушать ребенка и ценить его как полноправную личность.
  • Забота: давать необходимую ребенку любовь, тепло и безопасность.
  • Руководство: определение рамок поведения ребенка, помощь в освоении правил, существующих в обществе.
  • Развитие способностей ребенка.
  • Воспитание без применения насилия: исключение всех телесных и психологических форм наказания, унижающих достоинство ребенка.

 Эти принципы помогут не только сделать воспитание более успешным. Ваше общение с ребенком станет более конструктивным.

Что такое самооценка.Консультация.

Педагог-психолог МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска   И.В. Индрикова