Home   Информация родителям   Семейное воспитание

Семейное воспитание

Осознанное родительство.

Работа с семьями в ДОУ осуществляется в разных направлениях. В последние годы в моём опыте педагога-психолога ярко выделились проблемы детско-родительских отношений, взаимоотношений между родителями и другими родственниками. При анализе причин подобных проблем, выяснилось,   что большая часть обратившихся, принимая решение о создании семьи и рождении детей, имела достаточно узкое представление о собственной роли родителя, мужа, жены. Вследствие несформированности представлений об осознанности данных ролей, их ответственном положении развиваться семейная жизнь может по негативным сценариям. Сначала это проявляется как разноплановость взглядов на воспитание и развитие детей, мелкие стычки и несущественные ссоры. Далее, без корректировки собственной позиции, уже более серьёзные конфликты между родителями. Заканчиваться это может разводом, спорами из-за определения постоянного места жительства ребёнка, втягиванием в конфликтную ситуацию детей, бабушек, дедушек и других родственников. Другим сценарием событий может быть ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей. В подобных случаях дети часто остаются сначала без присмотра родителей, а затем и без их попечения. Дальше в подростковом возрасте некоторые дети вынуждены уходить из дома из-за частых ссор между родителями, физических наказаний и злоупотребления родителями алкоголем. Могут быть и другие сценарии развития событий. Если они приводят к негативным последствиям надо бить тревогу.

Социальные роли жены, мужа, отца, матери часто формируются под негативным воздействием социальной действительности. В период резкой смены государственного строя, в конце 80-х и начале 90-х, целое поколение оказалось под воздействием обилия информации с разных концов света. Информационная «война» развёртывалась во всех СМИ: на свет выплывали различные негативные подробности жизни людей от уголовных дел до рассказов об отдыхе, к примеру, на Мальдивах в присутствии «представительниц древнейшей профессии». Для человека ранее не видевшего подобной жизни это оказалось сильнейшим испытанием. Для того, чтобы достичь подобного «благополучия» многие перестроили собственную систему ценностей, в которой не осталось места принципам морали, сострадания и толерантности. С экранов телевизоров и полос газет шла массовая пропаганда так называемых «свободных отношений», где оправдывались беспорядочные половые связи, пренебрежение ответственности по отношению к своему партнёру, детям, родителям и др. Выросшее на подобных «идеалах» молодое поколение стало создавать семьи. Как показало время и окружающая действительность, во многих случаях такие семьи не выдержали испытание временем, а родившиеся дети стали заложниками сложившейся ситуации. Всё это, в конце концов, привело к разрушению института семьи и всплеску такого явления как беспризорность и безнадзорность. Миллионы детей стали социальными сиротами. Именно в этот момент государство забило тревогу и стало пытаться исправить положение. Появился ряд законодательных актов регулирующих эти проблемы, стали поддерживаться различные программы способствующие улучшению сложившейся обстановки и возрождению высокого статуса семьи. Появилась своя демографическая политика в государстве. Положительные инициативы государства в этой области были поддержаны всеми социальными институтами.

Представления о материнстве/отцовстве и супружестве должны формироваться как и учебные знания, умения, навыки, т.е. с раннего детства. Огромную роль играют в этом родители, но безучастными не должны оставаться и другие социально-правовые институты общества. Чтобы в дальнейшем не наказывать и не сетовать на ненадёжность и безответственность будущих родителей, необходимо включаться в воспитание социально активных, ответственных людей, осознанно подходящих к осуществлению собственной родительской позиции.

На базе нашего ДОУ реализуются и планируются к внедрению следующие формы работы с семьями по формированию осознанной родительской позиции:

  1. Достаточно хорошо зарекомендовали себя семейные консультации, направленные на решение проблем взаимоотношений с детьми и между супругами. Проходят такие консультации как психокоррекционные занятия в малой группе. Их популярность и эффективность обусловлена особенностями ментальности людей в маленьких городах, когда «вынести сор из избы» считается позорным. Поэтому многие предпочитают решать свои проблемы со специалистом, но в тесном семейном кругу.
  2. Оформление информационных стендов в группах по темам семейного воспитания, детско-родительских отношений и особенностей материнской и отцовской позиций.
  3. Ранняя просветительская и профилактическая работа. Это комплекс мероприятий по развитию у родителей представлений о поло-ролевом воспитании детей. Данные мероприятия проводятся в форме мини-тренинговых, семинарских занятий на родительских собраниях. Целью подобных мероприятий является формирование знаний у родителей и лиц их замещающих об особенностях воспитания ролевых, семейных позиций у девочек и мальчиков. Это своего рода заполнение возможных пробелов в поло-ролевом воспитании, которые возникли из-за недостатка информированности у самих родителей с детства.
  4. Ещё одна из форм работы, которую мы планируем внедрить в 2012 году — это «Родительский клуб». Он может создаваться в каждой группе инициативными родителями, а так же как общесадовская система взаимодействия родителей под руководством педагога-психолога и старшего воспитателя ДОУ. Частота встреч в первом случае — определяется целесообразностью и желанием участников, во втором – планируется 1 раз в квартал (1 среду второго месяца квартала). Это могут быть тематические просветительские встречи, тренинговые занятия по определённым направлениям или просто клубы взаимоподдержки.

Понимая актуальность и значимость для детей и родителей темы семейного воспитания, семейных традиций и ценностей педагогический коллектив МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска на 2012-2013 уч. год утвердил одну из годовых задач – расширение, усовершенствование и внедрение различных  форм, методов и способов работы с семьёй.

Нельзя сказать, что выделенные формы реализуются и будут реализоваться по отдельности или к одной семье применяется лишь одна форма работы. Все они взаимосвязаны. Иногда одна является продолжением другой. Каждая семья может быть охвачена всеми перечисленными формами работы и при этом трансформировать некоторые в совершенно новые индивидуальные программы и проекты. В рамках данной статьи сложно подробно рассказать про весь опыт работы ДОУ, к тому же в каждом конкретном случае всё равно будет выбираться что-то своё. Даже известная программа, много раз апробированная ранее, будет трансформироваться, и создавать новые и новые проекты.

 Педагог-психолог МБДОУ д/с «Одуванчик»   Н.А. Федосеева

Что означает «быть ответственным родителем»?

 Устанавливать жесткую дисциплину или стать другом своему ребенку?

  • Оберегать или дать возможность учиться на своих ошибках?
  • Направлять развитие ребенка или позволить ему идти собственной дорогой?

 У родителей всегда вопросов больше, чем ответов.  Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по-своему, исходя из собственных ценностей, опыта и представлений.

Но есть и что-то общее, из чего складывается понимание ответственного родительства.

  • Уважение: умение слушать ребенка и ценить его как полноправную личность.
  • Забота: давать необходимую ребенку любовь, тепло и безопасность.
  • Руководство: определение рамок поведения ребенка, помощь в освоении правил, существующих в обществе.
  • Развитие способностей ребенка.
  • Воспитание без применения насилия: исключение всех телесных и психологических форм наказания, унижающих достоинство ребенка.

 Эти принципы помогут не только сделать воспитание более успешным. Ваше общение с ребенком станет более конструктивным.

Педагог-психолог МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска   Н.А. Федосеева